Психология

ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ?

Каждый учитель может вспомнить моменты своей педагогической беспомощности при общении с трудным ребенком. К сожалению, детей с девиантным поведением сейчас становится все больше и больше. Но причина плохого поведения чаще всего не столько в плохом воспитании, что лежит в области педагогической деятельности и может нами в какой-то мере корректироваться, сколько в медицинском  диагнозе.
         С медицинской точки зрения это расстройство характеризуется, как «патология моральной сферы со склонностью к разрушительному поведению». Такие нарушения поведения связаны  с нарушением в работе мозга, приводящим к измененному поведению и расстройству внимания.
         Возможно, следующий материал будет полезен коллегам в трудных моментах учительского труда. Буду рада общению на эту тему.

РЕБЕНОК С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И  ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)

         Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, чаще всего проявляющееся у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Таким детям тяжело контролировать свое поведение, концентрировать и произвольно удерживать внимание. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у детей часто, о чем свидетельствуют проведенные исследования. В США данным синдромом  страдают по разным данным от 4 до 20% детей, в Германии  от 9 до 18%, в Великобритании 1-3%, в Италии 3-10%, в Китае 1-13%, Австралии 7-10%, в России от 4 до 18%. Это значит, что в классе, состоящем из 25-30 детей, скорее всего, хотя бы у одного ребенка будет присутствовать СДВГ.
         Рост детей с СДВГ считается обусловленным реалиями современного экологически неблагополучного, стрессогенного и информационного перегруженного мира, но можно с уверенностью сказать, что дети с данными трудностями встречались и раньше. СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман также писал детские стихи для своего трехлетнего сына.

Результатом этого стал иллюстрированный томик стихотворений о детях и их характерных чертах. В  "Истории неугомонного Филиппа" он точно обрисовал психологический портрет маленького мальчика с СДВГ.
С тех пор были опубликованы несколько тысяч научных статей, посвященных природе этого расстройства, течению, причинах и трудностях, связанных с ним, методах его лечения.
Жизнь ребенка с СДВГ наполнена более сложными, чем у других детей, но не непреодолимыми задачами. Для того чтобы потенциал таких детей полностью реализовался, им нужны помощь, руководство и понимание родителей, школьных учителей и психологов, особое внимание со стороны государства. Главная задача современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую жить в современном высокотехнологичном и конкурентном мире. Поэтому особое внимание специалистов, осуществляющих обучение и психологическое сопровождение в образовательных учреждениях, должно быть уделено детям со сложностью социальной адаптации, к которым относятся дети с СДВГ


Клинико-психологические аспекты СДВГ у детей

Основными симптомами СДВГ являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, начинающие проявляться в очень раннем возрасте. Перечисленные симптомы появляются при разных социальных условиях, в зависимости от требований к самоконтролю ребенка в конкретной ситуации. Все дети иногда беспокойны, иногда делают что-то не думая, иногда не могут сосредоточиться. Но когда чрезмерная подвижность, отвлекаемость, плохая концентрация внимания начинают негативно влиять на успеваемость в школе, отношения с другими детьми или поведение дома, у ребенка можно заподозрить СДВГ.
Ребенок, который «не может сидеть спокойно», «все разрушает» более заметен в детском коллективе, а спокойного, но невнимательного «мечтателя» могут и не заметить. У импульсивного ребенка, который сначала делает, а потом думает, могут предположить педагогическую запущенность, тогда как пассивного или медлительного ребенка могут посчитать просто не заинтересованным обучением. Тем не менее, у них обоих могут быть разные типы СДВГ.
Специалисты признают три типа СДВГ. Существует тип с преобладанием гиперактивности и импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны), тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности незначительны) и наиболее часто встречающийся смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности).
Гиперактивные дети постоянно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза, или беспрестанно разговаривают с окружающими. Им трудно сидеть спокойно за столом во время обеда и школьного урока или спокойно общаться. Они извиваются и ерзают на стульях, бегают по комнате, все трогают, громко стучат карандашом. Гиперактивные подростки чаще всего чувствуют внутреннее беспокойство. Они могут манипулировать попавшимися под руку предметами, хватаются за  несколько дел одновременно и бросают их не доведя до конца.
        Гиперактивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию и подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции и действуют спонтанно, не учитывая последствий своего поведения. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены.
        Дефицит внимания проявляется в том, что ребенку тяжело сосредоточиться на чем-то одном, любое задание может его утомлять уже через несколько минут после его начала. Если он занят чем-то действительно ему нравящимся, то проблем с концентрацией внимания не возникает. Но произвольно сосредоточить внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового – ему тяжело. Выполнение домашнего задания особенно трудно для этих детей. Они забывают записать его или оставляют его в школе. Забывают принести учебник или приносят не тот. Если все-таки домашняя работа выполнена, она полна ошибок и помарок.
         Дети с нарушениями внимания без признаков гиперактивности кажутся мечтательными, "отсутствующими", легко смущаются, двигаются медленно и вяло. Им трудно обрабатывать информацию так же быстро и четко, как это делают другие дети. Когда учитель дает устные или письменные указания, такому ребенку тяжело понять, что он или она должен делать, и они совершают много ошибок. Кроме того, такой ребенок может сидеть спокойно, хорошо себя вести и даже казаться погруженным в работу, однако он не уделяет работе достаточно внимания или не полностью понимает задание или указания. Они лучше ладят с другими детьми, чем те, у кого гиперактивный тип СДВГ. У них могут вообще не возникать социальные проблемы, характерные для смешанного типа СДВГ. Поэтому очень часто их проблемы со вниманием упускают из вида. А им так же нужна помощь, как и детям с другими формами СДВГ, у которых возникают более очевидные проблемы в классе.
         
СДВГ необходимо собрать полную информацию, исключающую другие возможные причины такого поведения ребенка. Вот возможные причины поведения, подобного СДВГ:
• Внезапное изменение в жизни ребенка – смерть одного из родителей или бабушки/дедушки; развод родителей; потеря работы родителями.
• Недиагностированная эпилепсия, например, малый эпилептический припадок или височная эпилепсия.
• Отит, вызывающий временные заболевания слуха.
• Соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.
• Обучение ниже уровня своих возможностей в связи с учебными трудностями (дислексия, дисграфия, дискалькулия и т. п.).
• Ситуативная тревога или страх.
            Исключая другие причины СДВГ, необходимо определить, не вносят ли школа или ситуация в семье стресс в жизнь ребенка, какие у него взаимоотношения с родителями и педагогами.
           
От одной трети до половины всех детей с СДВГ – в основном мальчики – имеют другое расстройство поведения, известное как оппозиционное расстройство. Такие дети обычно дерзки, упрямы, несговорчивы, для них характерны вспышки гнева или агрессии. Они часто спорят со взрослыми, упрямы и непослушны.
Примерно у 20-40 процентов детей с СДВГ с течением времени развивается асоциальное расстройство, как форма девиантного поведения. Такие дети часто лгут или воруют, дерутся и задирают других детей, у них чаще возникают проблемы в школе или с правоохранительными органами. Они склонны нарушать права других людей, проявлять агрессию к людям и животным, разрушать собственность, совершать кражи, заниматься вандализмом. Такие дети или подростки с большой вероятностью могут попробовать наркотики и попасть в зависимость.
           Некоторые дети с СДВГ отличаются тревожностью и склонностью к множественным страхам, часто имеют эмоциональные расстройства.
          
Психологическая коррекция, психологическое консультирование родителей и социальная поддержка помогают детям с СДВГ повысить свою самооценку и справиться с ежедневными проблемами в школе и дома.
Лечение детей с синдромом дефицита внимания должно быть "мультимодальным", т.е. в нем должны участвовать врач, психолог, педагог и родители. Учитывая, что этиология СДВГ до настоящего времени неясна, проводится комплексное лечение, состоящее из нескольких блоков: психотерапия (релаксационные методики), психолого-педагогическая коррекция и медикаментозное лечение.

Работа педагога-психолога с ребенком, страдающим СДВГ

             Работа педагога-психолога должна быть направлена на то, чтобы помочь детям с СДВГ любить и принимать себя такими, какие они есть, несмотря на наличие расстройства. Во время разговора с ребенком педагог-психолог пытается помочь ему самому понять, как он может измениться, или как лучше справиться со своими проблемами. Психологическая помощь позволяет ребенку изменить отношение к своим проблемам,  психологически адаптироваться, лучше осознавать  свои чувства и действия, контролировать поведение и эмоциональные реакции. Психолого-педагогическая поддержка может выражаться в практической помощи, такой как помощь в организации распорядка дня, в обучении определенным знаниям и навыкам, в разрешении эмоционально напряженных ситуаций. Очень важно обучение ребенка способам саморегуляции и релаксации, снятию напряжения в стрессовых ситуациях. С психотерапевтической целью используются танцевальные методики, аутотренинг, другие телесно-ориентированные направления.

Рекомендации для учителя  по организации классной работы с детьми, имеющими СДВГ

Учителям известно, что СДВГ не ограничивается только проблемой внимания и гиперактивности. Они знают, что СДВГ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения, непоследовательностью и непредсказуемостью. Работа учителя с учеником, страдающим СДВГ – это нелегкий и самоотверженный труд. В зависимости от степени выраженности, дети с СДВГ могут учиться в общеобразовательной школе, но по своей собственной программе.  Обучение ребенка с СДВГ должно предусматривать его постоянный контакт с учителем, поэтому такого рекомендуется усаживать рядом.
Наилучшие возможности обучения и раскрытия личности ребенка с СДВГ представляют классы компенсирующего обучения. Для обучения детей с данным синдромом желательна организация специальных учебных помещений. В классе должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов и т.п.), желательно изолировать классы от внешних звуковых раздражителей, ученики должны сидеть отдельно и на значительном расстоянии друг от друга; учащихся с более выраженной активностью следует усаживать за передние парты, чтобы исключить влияние на них других учеников.
В классах компенсирующего обучения для гиперактивных детей занятия должны проводиться по специальной программе (изменена методика подачи материала, но объем его остается в тех же пределах). Продолжительность урока сокращена до 30-35 минут. В перерыве дети занимаются легкими физическими упражнениями и аутотреннингом.  Количество учеников в классе не должно превышать 8-15 человек, в зависимости от профессиональной подготовки учителя.
Учителю необходимо помнить, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Желательно составлять списки, которые помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
Детям с СДВГ необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. Правила поведения в классе должны быть записаны на видном месте. Ребенок будет чувствовать себя увереннее, если будет знать, чего от него ожидают.
С ребенком с СДВГ необходимо поддерживать постоянный визуальный контакт. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить.
Желательно исключить или сократить количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.
Учителю следует обращать больше внимания на качество домашних заданий, а не на их количество и разбивать длинные задания на более короткие. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, учитель позволяет ребенку доказать это самому себе. Необходимо следить за успехами ребенка и подчеркивать их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют, поэтому они жаждут похвалы учителя и растут от нее.
В обучении детей с СДВГ предпочтительно использовать конспекты и опорные схемы. Детям с СДВГ нелегко овладеть этими техниками, но как только они научатся им, это сможет очень помочь им в систематизации и организации учебного материала во время его прохождения в классе. Это дает ребенку ощущение контроля в течение учебного процесса, вместо неясности и тщетности усилий, которые часто сопровождают его во время учебы.
Учителю необходимо поддерживать обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Желательно дать им эту информацию конструктивным путем. Спросить, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают ребенка к самопониманию.
Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., учитель может дать ему точный и ясный совет. К примеру, сказать: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
Вот ещё ряд несложных, но очень важных рекомендаций, которые помогут учителю правильно организовать классную работу с детьми с СДВГ.
Обращайте внимание на взаимосвязь детей с СДВГ с другими детьми. Этим детям необходимо ощущение занятости и приобщенности. Пока они заняты, у них есть мотивация и меньше шансов, что они "отключатся".
Возлагайте на ребенка ответственность и классные поручения, когда это возможно. Поощряйте и систематизируйте самоотчет и самоконтроль. Краткая беседа в конце урока может в этом помочь. Рассмотрите возможность применения хронометра, таймера, гудка и т.д.
Подготовьтесь к неорганизованному времени. Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
 По мере возможности организуйте ученику "друга по учебе" по каждому предмету (с номером телефона).
Старайтесь как можно чаще встречаться с родителями. Избегайте модели встречи только по поводу проблем и кризисов.
Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения". Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся. Помните: в этой какофонии есть симфония, которую еще предстоит написать.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми:
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Материал читался психологом  ККИДППО Рыженко С.К. на курсах тьюторов по информатике 27.09 - 2.10.2010  г.Анапа

No Response to "Психология"

Отправить комментарий